О конкурсе


Конкурс проводится при поддержке и содействии Союза писателей Москвы и Союза переводчиков России.

Детское литературное творчество — вещь штучная. Можно научить техническим приёмам стихосложения или построения сюжета. Но невозможно поставить на поток целенаправленное производство поэтов и прозаиков — наверное, к счастью. Руководители литературных студий ставят перед собой другую задачу: развитие личности каждого ребёнка.
Стихия родного языка — мощнейшее средство для этого.
Ясное и чёткое мышление, грамотная и богатая речь, логика, воображение, — всё это приобретается только в практической работе со Словом.

С помощью Слова можно научить детей общаться, дать им  почувствовать красоту и неисчерпаемость  родного языка, воспитать  квалифицированного читателя.

Не “натаскать” на поступление в вуз по избранной профессии, а окунуть в высокую атмосферу творчества и сотворчества — вот основная задача литературных студий.

Каждый педагог, каждая студия работает по-своему. У одних в основу положено стихотворчество, у других — сочинение эссе или сказок. Одни педагоги занимаются с детьми журналистикой, другие — словесными играми. Некоторые работают по интегративной методике, позволяющей объединить разные виды работы со словом. Кто-то делает упор на профессионализацию, кто-то — на развитие. И каждый работает по авторской программе, каждая из которых, возможно, методическая жемчужина.

А разве не интересно свести вместе и сравнить работы детей из коллективов разной ведомственной подчинённости, разного типа, разного статуса и уровня?

Это и призван сделать Московский открытый конкурс детско-юношеского литературного творчества “Волшебное Слово”, который проводится с 1998 года. Литературных конкурсов и фестивалей в одной только Москве наберётся более десятка, поэтому причиной появления конкурса было не отсутствие подобных, а желание сделать по-другому.

Московский открытый конкурс детско-юношеского литературного творчества “Волшебное Слово” проводится один раз в два года (с 1998). Это наиболее рациональная периодичность, так как за это время постоянные участники конкурса успевают накопить достаточное количество новых работ, полностью готовых и отшлифованных. Подрастают и новые участники. Кроме того, в течение “промежуточного” года есть возможность не торопясь, обстоятельно обдумать концепцию формирования призового фонда, испробовать новые идеи и внести изменения в Положение о конкурсе.

Организуются публикации работ участников конкурса в газетах и журналах. Чаще всего это тематические подборки. Традиционно работы участников конкурса печатаются в газете “Пионерская правда”, журналах “Введенская сторона”, “Кукумбер”, сборниках из серии “Я вхожу в мир искусств”. На победителей VII и VIII конкурсов обратил внимание взрослый альманах “Литературные знакомства”.

С 2010 года победители номинации “Переводы” в старшей возрастной категории получают рекомендацию в кандидаты Союза Переводчиков России (инициатива Союза).

На конкурсе “Волшебное Слово” традиционно работает высокопрофессиональное жюри. Некоторые эксперты работают с первого конкурса или второго конкурса, другие примкнули к нам не так давно. Нельзя не отметить профессионализм и заинтересованность жюри, их добросовестный подход к оценке. Они не только читают и оценивают присланные работы, но и принимают активное участие в судьбе детей, приглашая их в семинары и на творческие вечера.

Три основных черты “Волшебного Слова”, отличающие его от других литературных конкурсов, таковы.

Во-первых, “Волшебное слово” — единственный конкурс, в котором на равных соревнуются учащиеся школ разного типа, воспитанники учреждений дополнительного образования и литературных студий, участники-одиночки. Конкурс не делает и территориальных различий. Таким образом, он охватывает и объединяет культурно-образовательное пространство страны во всём его многообразии.

Во-вторых, конкурс отличает разработанная система оценки конкурсных работ. Протоколы работы жюри по окончании конкурса доступны для участников, их педагогов и родителей.

И, наконец, в-третьих: “Волшебное Слово” — открытая система. Конкурс ни с кем не конкурирует, а предлагает идти рука об руку, курируя и опекая  прошедших через него детей.

В рамках конкурса удалось в значительной мере организовать общение педагогов, работающих со Словом. За эти годы был проведён ряд семинаров, открытых уроков; мастер-классы лучших руководителей литстудий и встречи с писателями для всех участников конкурса. Руководители студий, объединений и факультативов постоянно общаются, посещают занятия друг у друга, обмениваются методическим материалом.